Абдоминальная хирургия

Абдоминальная хирургия или хирургия органов брюшной полости в Германии

При написании этого текста я понял, что 26 лет моей активной хирургической практики, не прошли без следа. Когда из под твоей руки выходит слово «хирургия» начинается определенная дрожь,  всплывают запахи аптеки, шум работающих приборов…Мне всегда казалось, что только хирургия – единственный радикальный способ помочь больному человеку. Когда я начинал заниматься хирургией 37 лет назад тогда все сводилось к тому, чтобы вырезать «больную часть» и удалить то, что можно удалить. Сегодня развитие медицинских технологий, создание новых медикаментов, способных заменить и поддержать функцию утраченного органа, транплантация и т.д. привело к тому, что хирургия не просто «удаляет» тот или иной орган или его часть, но и «замещает» потеряный орган. В Германии и в немецких клиниках уровень развития хирургииочень высокий, но конечно основную часть в хирургической деятельности составляет т.н. «Абдоминальная хирургия» или Хирургия брюшной полости.

Моим друзьям и коллегам – высочайшим специалистам в области абдоминальной хирургии в Германии приходится ежедневно иметь дело с самым широким спектром «хирургических болезней». Это и хирургия кишечника, хирургия печени,различные онкологические заболевания органов брюшной полости, перитонит (воспаление брюшины), спаечная болезнь, возникающая после проведения каких-либо хирургических вмешательств.

Диагностика хирургических заболеваний брюшной полости.

Развитие медицинской техники, оптики, робототехники, эндоскопии  позволяют сегодня, уже на амбулаторном этапе обследования, точно поставить  диагноз, локализовать болезнь и определить тактику лечения пациента. Поскольку в абдоминальной хирургии основное место занимает хирургия кишечника и желудка, то огромное значение в диагностике этих заболеваний играет эндоскопия. Используя сверхтонкие оптические системы можно осмотреть большую часть кишечника и желудка «изнутри». Для диагностики хирургических заболеваний и лечения спаечной болезни широко используются также эндоскопические методы, позволяющие «осмотреть» органы брюшной полости «снаружи»,  введя эндоскопы в брюшную полость через стенку живота (Лапароскопия). Особое значение для диагностики заболеваний органов брюшной полости сегодня приобрели методы рентгеновской и магнитной томографии, позволяющие не просто локализовать заболевание, но и измерить размер опухоли, определить наличие метастазов, воспалительных процессов. Под контролем компьютерной томографии можно провести пункцию опухоли, поставить дренажи для введения лекарственных препаратов, получить материал для гистологического исследования ткани.

Лечение заболеваний органов брюшной полости в Германии.

Сегодня, тенденции и развитие абдоминальной хирургии  идет совсем в другом направлении, чем 30 лет назад. Принцип лечения можно описать как «Просто для пациента, эффективно и быстро» и речь не идет о том, чтобы быстро сделать хирургическую операцию. Речь идет о том, что сегодня для основных стандартных хирургических вмешательствиспользуется эндокспопическая техника, позволяющая избежать больших разрезов с пересечением мышц, больших хирургических ран, требующих длительного нахождения пациента в клинике и длительный послеоперационный уход. Современная операционная мне чем-то напоминает «кинозал» будущего. Хирург  смотрит на огромный экран телевизора, куда передается изображение с специальной камеры, введенной в брюшную полость. У пациента всего три разреза длиной по 1 см. В один разрез вводится телекамера, размером с горошину, а через два других разреза специальные трубки, в которых находятся хирургические инструменты и хирург работает, смотря на экран телевизора, где видны все его действия. Эта эндоскопическая техника позволяет выполнить большое количество различных хирургических вмешательств, сократить пребывание пациента в клинике после операции до 3-4 дней, а вечером в день операции пациент уже ходит.

Иными словами абдоминальная хирургия сегодня, это область медицины, способная не просто лечить людей от разных заболеваний органов брюшной полости, но и делать это быстро, качественно, эффективно и малотравматично для пациента.

Лечение рака в Германии.

Особое место в абдоминальной хирургии занимает лечение рака органов брюшной полости и грудной клетки. Современная онкология давно уже ушла от понятия «рак». Сегодня врачи научились не просто различать опухоли по ее строения и распространению, но благодаря современным методам исследования ткани опухоли удается выявить, насколько данная опухоль «чувствительна» к тем или иным препаратам, а ряде случаев даже к гормонам. Лечение рака сегодня в каждом конкретном случае настолько индивидуально, что не посмотрев пациента и не проведя ряд исследований, нельзя точно сказать, какая схем а лечения в данном случае является оптимальной. Как хорошо известно, лечение рака может быть хирургическое (удаление опухоли), в ряде случаев необходимо проведение химиотерапии либо до, либо после операции. Очень часто лечение рака сопровождается облучением.

Очень часто пациенты спрашивают меня «Сколько стоит лечение рака …». Я всегда говорю что надо приехать сначала на обследование и ТОЛЬКО после этого наши врачи скажут «Что» и «Как» надо делать и только тогда будет понятна стоимость того или иного этапа лечения. В Германии так сложилось, что онкологические заболевания являются не только областью онкологии и не только областью абдоминальной хирургии. Например 70% заболеваний, с которыми связаны нейрохирурги – это опухоли мозга, а 80% урологических заболеваний – это опухоли простаты, почек, мочевого пузыря. И такие операции ежедневно выполняют наши нейрохирурги, урологи, гинекологи.